Значимость симбиотического периода в жизни мамы и ребенка

Дата: 29.03.2024
Автор: Сакенова Л. В.
Специалист детского сада Win-Win Montessori, Монтессори-педагог 0-6, педагог Нидо, специалист по сенсорной интеграции.

Первые недели после рождения имеют особую важность для развития ребенка, и этот период называют «симбиотической жизнью». Слово «симбиоз» означает «жизнь вместе», оно описывает особую ситуацию, сложившуюся между двумя живыми существами, которые нуждаются друг в друге, потому что каждый из них дает и получает все, что нужно для продолжения и улучшения качества жизни друг друга.

Психоаналитик Малер Маргарет утверждала, что корни наиболее сложных психозов у детей произрастают из второго полугодия жизни.
Природа задумала так, что человеческий детеныш появляется на свет раньше, чем созревает его мозг и нервная система. В это время новорожденный должен совершить переход от биологического рождения к психологическому.

Эмоциональная связь матери с будущим ребенком зарождается во время беременности и является первой фазой развития материнской привязанности. Во время беременности закладывается основа отношений с ребенком и начинают активно развиваться материнские качества в женщине и отцовские – в мужчине. Одновременно с физиологическим ростом и развитием плода происходит трансформация женщины в мать.

Симбиотическая жизнь длится первые 6-8 недель после рождения малыша. Отношения мать — дитя в симбиотической фазе, являются первыми любовными отношениями, составляющими основу всех человеческих связей. Благополучие ребенка, особенно на симбиотической стадии, зависит от способности матери считывать, понимать и адекватно реагировать на его эмоциональные, мимические и двигательные сигналы, то есть быть интуитивно настроенной на чуткое восприятие и отражение состояний и потребностей ребенка.
Первые дни жизни очень важны, потому что ребенок оказывается в новой среде, переходя из водной в воздушную.

Новорожденного нужно часто держать на руках, чтобы дать почувствовать, что руки матери являются надежным вместилищем его новой жизни. А для матери, нахождение младенца на руках необходимо, чтобы восполнить внезапную утрату того, что так долго находилось внутри нее и так быстро покинуло ее.

Ребенок, находясь на руках у матери, испытывает удовольствие от ситуации, запаха матери, касания ее рук, тепла ее тела. Он слышит ее голос, биение ее сердца, такие знакомые и родные, особые воспоминания, связанные с тем, что происходило еще в утробе. Это ориентиры, которые говорят о том, что здесь безопасно, которые помогают адаптироваться в новых условиях жизни.
В этот период важной составляющей являются: кормление грудью и уход за ребенком. Во время грудного вскармливания мать и ребенок снова становятся одним целом, как это было во время беременности. А когда мама и папа ухаживают за младенцем, происходит телесный контакт с малышом: как мы прикасаемся к нему в момент переодевания, смены подгузников, купания; общение: как мы разговарием, смотрим друг на друга, улыбаемся. Уход за ребенком является моментом приятного социального взаимодействия, который учит ребенка радостям социальной жизни.

Благодаря заботе и эмоциональной близости происходит объединение двух частей нашего эго — сознания и тела. Первый шаг к объединению называется «интеграция», которая происходит во время симбиотического периода благодаря ношению на руках. За этим следует другая важная фаза развития -«персонализация». Она связана с уходом за ребенком и укрепляет союз между телом и сознанием.

Ребенок начинает лучше различать, что относиться к внутреннему, а что к внешнему, а схема тела становится более точной и совершенной.
Отец и мать представляют собой «базовое человеческое общество», в котором ребенок получит свой первый опыт для развития своего человеческого потенциала.

Прокрутить вверх