Роль педагога в Монтессори системе обучения
Дата: 8 апреля 2024
Автор: Ольга Ким, AMI педагог 3-6, специалист детского сада Win-Win Montessori
Наставник
Каждого родителя прежде всего интересует, какое будет отношение учителя непосредственно к его ребёнку. В мировой педагогической практике мы можем найти огромное количество ярких и неординарных подходов к воспитанию.
В нашем саду нет педагогов в привычном понимании. Есть наставники, которые направляют и наблюдают, никогда не делают что-то за ребенка, но могут научить, показать и подсказать, так как девиз нашей работы: «Помоги мне это сделать самому!».
Наблюдатель
С момента рождения малыш стремится стать независимым от взрослого. Не только тело ребенка развивает свои способности и получает свободу движений, но также ребёнок эмоционально готовится стать отдельной личностью. В этом процессе взрослый должен стать союзником ребенку и создать для него среду, соответствующую его потребностям и стремлению к познанию. Он должен сопровождать ребенка в процессе саморазвития, когда ребенок сам для себя учитель, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя.
3 важных шага
Главная задача взрослого в Монтессори-группе помочь детям концентрироваться на интересной для них работе, и состоит она из трех этапов:
1. Подготовка привлекательной и удобной среды для малыша и его работы.
2. Наблюдение за деятельностью каждого ребенка и устранение помех, которые могут мешать продвижению и развитию. Помогаем ребенку найти то, что заинтересует и поможет ему сконцентрироваться на работе. Можем перераспределять энергию ребенка с беспорядочного использования (то есть игры) на конструктивную деятельность, направленную на развитие.
3. Не мешаем малышу, не нарушаем его поисков и его работе.
Независимость
Мы косвенно воздействуем на деятельность детей, через специально созданную среду или с помощью правил, которые создаем сами и вместе с детьми. Своим интересом к деятельности мы привлекаем внимание детей и тем самым налаживаем доверительные отношения с каждым ребенком.
В 2,5-3 года педагог уже может дать ребенку возможность делать все самостоятельно. А Монтессори среда дает ребенку возможность постепенно освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым.
Что значит порядок?
В Монтессори среде нет стандартных игрушек, так как игрушкой здесь может стать любая вещь: бутылочка, коробочка, стакан с водой, горшочек с цветком.
Основная роль педагога: создать порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка. Чашки, подносы, губки и щеточки, кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробки разложены в строгом порядке по зонам, в определенном месте.
Ребята с первого дня приучаются поддерживать установленный порядок, потому, что так удобнее самим детям. В ходе ежедневной кропотливой работы предлагаем детям запомнить четкое правило: “После работы необходимо вернуть материал на место”.
Мы предлагаем детям свободу выбора материала в зависимости от его интереса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас.
Индивидуальный подход
Немаловажное значение отводится индивидуальному подходу к каждому ребенку, и роль воспитателя сводится к тому, чтобы показать, как успешно справиться с заданием.
Педагог должен иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка, решать, какие материалы больше подходят для работы в данный момент. Мы вмешиваемся в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо, и не ускоряем развитие детей, а стремимся не упустить момент в индивидуальном развитии каждого из них.
Итог
Задача педагога, это сделать жизнь ребенка интересной и содержательной, мотивировать ребенка так, чтобы он захотел научиться, помочь организовать ему свою деятельность, и найти собственный уникальный путь к реализации своей природы. Поэтому основная задача воспитания это не обучение как такого, а руководство и самостоятельная деятельность ребёнка.