Значение пальчиковой гимнастики как средство подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста
Дата: 8 апреля 2024
Автор: Виктория Шаталова
Ассистент педагога Монтессори класса 3-6 детского сада Win-Win Montessori
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Когда говорят о мелкой моторике имеют в виду скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи.
Проблема развития мелкой моторики изучалась учёными с давних пор.
В.В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребёнок умнее».
Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться ещё в младшем возрасте. Умение свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бусин, бисера, шнуровки, выкладывайте узоры из круп.
К шестому году жизни совершенствуются такие умения, как: расстёгивание пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; стирать платочки, носочки; резать варёные овощи, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой посуду; появляются новые интересы, например выпиливание лобзиком, вышивание крестиком, вязание крючком и др.
Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
Работа по подготовке ребенка к обучению письма должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Жан-Жак Руссо писал: «…ребенок хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер, форму предметов. О свойствах, окружающих его, вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»
В работе с детками я использую пальчиковые игры и упражнения с элементами нейрогимнастики в течении всего дня, на прогулке, во время творческой деятельности, во время гимнастики после сна.
Рекомендации для проведения пальчиковых игр:
− перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;
− все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;
− выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой;
− при выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;
− необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
− нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;
− все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов;
− в идеале: каждое занятие имеет своё название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза;
− при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
− выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей;
− очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
− никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.